Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

- Цель, основные принципы и задачи ОВОС

- Участники и исполнители ОВОС

- Процедура ОВОС

- Информирование и участие общественности в процессе ОВОС

- Результаты ОВОС

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.

При разработке ОВОС возникает много вопросов, так как устранить негативные последствия порою проще, чем спрогнозировать их прямое и косвенное воздействие.

Справка раскроет для вас важные аспекты процедуры ОВОС: принципы и задачи, роли участников, исполнителей и общественности, этапы оценки, результаты ОВОС и их дальнейшее развитие.

Оценка воздействия - задача трудоемкая и сложная,  а предлагаемая информация поможет  значительно облегчить процесс и существенно сэкономить время.   

Цель, основные принципы и задачи ОВОС

Основные задачи ОВОС должны решаться в соответствии с требованиями документов, обеспечивающих соблюдение природоохранного законодательства:

- Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ;

- Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ;

- Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" ;

- Водного кодекса РФ ;

- Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ;

- Земельного кодекса РФ ;

- Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (далее - Положение ), утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 ;

- Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов от 01.01.1992 г .

  

 

 

 

 

Внимание!

Письмами Главгосэкспертизы России от 14.01.2010 г. № 6-1/15 и Минрегиона России от 12.02.2010 г. № 5192-ИП/08 рекомендовано использовать вышеназванное Положение .

Руководство по проведению ОВОС, 1992 г . в том числе когда при проведении ГЭЭ не предусмотрено.

 Цель проведения ОВОС - предотвращение или смягчение воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических, экологических и других последствий.

 В результате разработки проекта ОВОС  будет подготовлена информация о  масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной  деятельности, оценке экологических и иных последствий воздействия, их значимости, а также возможности их уменьшения.   

 Основные принципы ОВОС:

 - Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

 - Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы. Материалы ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

 - Принцип предупреждения. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 - Принцип вариантности. Оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности.

 - Принцип ответственности. Заказчика (инициатора) деятельности ответственен за последствия реализации проектных решений. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности).

 - Принцип гласности. Участие общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду.

 - Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.

 - Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации.

 - Принцип мониторинга воздействия реализации проекта на окружающую среду. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 - Принцип учета трансграничного воздействия. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

 Основные задачи ОВОС:

- Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду территории реализации проекта намечаемой деятельности.

- Прогноз и оценка возможных изменений окружающей среды, которые могут произойти вследствие оказанных негативных воздействий в результате осуществления намечаемой деятельности.

- Предсказание и упорядочение по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.

- Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

 Участники и исполнители ОВОС

В процедуре проведения ОВОС участвуют представители разных позиций, которые выполняют определенные функции в зависимости от своего статуса. Выделяют участников и исполнителей.

 К участникам относятся инициаторы намечаемой деятельности и орган власти, а также общественность.

 Инициаторы намечаемой деятельности - юридические или физические лица, заявившие о своем намерении вести хозяйственную деятельность, а также осуществляющие инвестиции в подготовку и реализацию этой деятельности.

 Орган власти - орган исполнительной, законодательной или представительной власти. Выдавая инициатору разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, органы власти берут на себя ответственность за то, что намечаемая инициатором деятельность не повлечет за собой неприемлемых для общества последствий. В связи с этим органы власти выполняют следующие функции:

- принимают решение о согласии (или отказе) на подготовку заказчиком предложений по обоснованию намечаемой деятельности;

- определяют границы затрагиваемого района, на территориях которого должны быть проведены исследования в связи с возможным воздействием будущего объекта на окружающую среду;

- устанавливают пункты и время проведения общественных слушаний, способы информирования общественности и местного населения о намечаемой деятельности;

- информируют население о принятом решении;

- принимают решение о выдаче лицензии на комплексное природопользование.    

 Общественность - часть общества, активно участвующая в жизни этого общества и выражающая мнение этой части общества. Это могут быть местные жители, живущие близ участка строительства, горожане и т.д. В обязательном порядке должны проводиться общественные слушания ОВОС с их участием.

 К исполнителям относятся заказчик и разработчик решений по проекту.

 Заказчик - по поручению инициатора обеспечивает всю необходимую подготовку к реализации намечаемой деятельности.

 Основные функции заказчика:

- подготовка документов в рамках ОВОС и своевременное представление пакета для согласования в соответствующие органы власти;

- организация проведения необходимых изысканий и исследований;

- утверждение проекта хозяйственной или иной деятельности;

- организация внутреннего контроля за выполнением мер и мероприятий, которые обеспечивают соблюдение экологических требований и условий при реализации хозяйственного проекта;

- осуществление мер по выявлению и учету мнения населения затрагиваемого района по поводу изменений окружающей среды, возникающих в результате реализации хозяйственного проекта (осуществления хозяйственной деятельности).

 Разработчик решений по объекту - сторонняя проектная либо научно-исследовательская организация, которая осуществляет разработку решений по объекту, а также подготавливает обосновывающую документацию на реализацию намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

 Функции разработчика решений по объекту:

 - подготовка заявительных и других документов в рамках ОВОС, которые представляются на рассмотрение в органы власти;

 - разработка принципиальных решений по объекту, определение общих характеристик и предполагаемых воздействий на окружающую среду, формирование и анализ разумных альтернатив и вариантов достижения целей инициатора;

 - анализ собранной исходной информации о предлагаемом месте размещения будущего объекта, оценка общего накапливаемого воздействия намечаемой деятельности с учетом действующих и планируемых к созданию хозяйственных и иных объектов в затрагиваемом районе;

 - коррекция инженерных, технических и других решений по объекту для обеспечения гарантии соблюдения согласованных экологических условий и предотвращения выявленных в процессе ОВОС экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий;

 - подготовка предложения по организации мониторинга изменений окружающей среды при осуществлении хозяйственного проекта.

 Ответственность участников проведения ОВОС

 В процессе проведения ОВОС участники несут ответственность.

 Заказчик несет ответственность за:

- комплектность исходной документации;

- достоверность и полноту исходных данных;

- учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и проектной документации в государственные органы контроля;

- экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).

 Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС на основании исходных данных.

 Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

 Государственные органы контроля несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.

 Процедура ОВОС

Процесс разработки проекта ОВОС состоит из нескольких этапов, для проведения которых необходим определенный набор документов. По окончании процесса должен быть представлен документ, в основе которого лежат результаты прошедшей операции.

 1 этап. Уведомление о намерениях

 Заказчик проекта направляет в государственные органы власти и управления уведомление, в котором описывает намечаемую хозяйственную деятельность, её цели и условия реализации, варианты осуществления деятельности и т. д. На этом же этапе уведомляется общественность и составляется техническое задание для проведения проекта ОВОС.

 Уведомление представляется с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления (п.3.1 Положения ).

 

 

 

 

Внимание!

Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

 

Таким образом, в ходе первого этапа заказчик:

- подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

- информирует общественность в соответствии с пп.4.2 , 4.3  и 4.4 Положения ;

- проводит предварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 Положения  и документирует ее результаты;

- проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

 В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:

- о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

 

На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание ОВОС (далее - ТЗ), которое содержит:

- наименование и адрес заказчика (исполнителя);

- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультаций с общественностью;

- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;

- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

 При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.

 ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

 

2 этап. Исследования и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС

 Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

 Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:

- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов) (п.3.2 Положения ).

 

 

 

 

Внимание!

Заказчик должен предоставить общественности возможность ознакомиться с предварительным вариантом материалов ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности.

 

3 этап. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

 Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса ОВОС на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 Положения .

 Если в связи с поступившими замечаниями и предложениями необходимо внести изменения, то проводится корректировка проекта.

 В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация:

- об учете поступивших замечаний и предложений;

- протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

 Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

 

 

 

 

Дополнительная информация

Более подробную информацию вы найдете в справке "Экологическая экспертиза ".

 

Участие общественности в ОВОС может осуществляться:

- на этапе представления первоначальной информации;

- на этапе проведения ОВОС и подготовки обосновывающей документации.

 Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы ОВОС на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу (п.3.3 Положения ).

 

 

 

 

Внимание!

Процесс проведения ОВОС для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение ОВОС для этих видов деятельности и согласовывают эти нормативные документы МПР России (п.3.3.3 Положения ).

      

 

 

 

Дополнительная информация

На основании Руководства  проведения ОВОС выглядит следующим образом:

1. Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС);

2. Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду;

3. Проведение общественных слушаний решений по объекту;

4. Согласование с территориальным органом МПР Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту;

5. Оформление результатов ОВОС.

 

Информирование и участие общественности в процессе ОВОС

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

 В соответствии с п.п.4.1 Положения  информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами Положения  и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

 Информирование общественности и других участников ОВОС на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.

 Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о (п.п.4.3 Положения ):

- названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;

- наименовании и адресе заказчика или его представителя;

- примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;

- органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;

- предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;

- сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;

- иной информации.

 Дополнительное информирование участников процесса ОВОС

 Может осуществляться путем распространения информации, указанной в п.п.3.1.1 Положения :

- по радио;

- на телевидении;

- в периодической печати;

- через Интернет;

- иными способами, обеспечивающими распространение информации.

 Согласно п.п.4.5 Положения , заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с п.п.3.1.1 Положения . Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

 Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке ОВОС заинтересованной общественности и других участников процесса ОВОС с момента его утверждения и до окончания процесса ОВОС.

 На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

 При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо:

- руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- учитывать фактор неопределенности;

- степень заинтересованности общественности.

 Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в п.п.3.1.1 Положения , не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

 Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

 Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально (п.п.4.9 Положения ).

 Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируется основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).

 Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика.

 Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 В соответствии с п.п.4.10 Положения , представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

 Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.

 Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности (п.п.4.11 Положения ).

 Если возникает общественный резонанс и волнения по поводу намечаемой хозяйственной деятельности, необходимо рассмотреть возможность разработки проектной документации на более ранних стадиях, чтобы в дальнейшем избежать осложнений.

 

Результаты ОВОС

Результатом проведения ОВОС является информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.

 

Результаты ОВОС предоставляются при прохождении госэкспертизы, в соответствии с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" .

 На основании проекта ОВОС выдаются санитарно-эпидемиологические заключения в соответствии с:

- Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" ;

- Приказом Роспотребнадзора от 12.08.2010 г.  № 309 "О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224" .

 

Результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе "Мероприятия по охране окружающей среды", в соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 .