Основанием для разработки проекта СЗЗ являются:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.
  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ.
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ.
  • СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (редакция 2014г).
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

 Санитарно-защитная зона - это специально выделенная территория, отделяющая здания и сооружения производственного предприятия, технологические процессы которого оказывают воздействие на здоровье и среду обитания человека, от жилых застроек. Она создается для защиты людей от вредных производственных факторов, таких как пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения.

Получение разрешения на размещение предприятий зависит от полноты обоснования уровня воздействия технологических процессов на окружающую среду. Таким обоснованием является проект санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны особенно актуальна сейчас, т.к. в данный момент наблюдается дефицит свободных земель, которые пригодны для строительства жилого фонда в городских пределах.

За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности.

Справка, приведенная на нашем сайте поможет Вам найти ответы на вопросы, касающиеся организации санитарно-защитной зоны, не обращаясь к многочисленным законодательным актам, что сэкономит ваше время при поиске информации и позволит вам минимизировать штрафные санкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Штраф!

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение  или  наложение  административного  штрафа:  

- на граждан - от 100 до 500 руб.;

- на должностных лиц -  от 500 до 1 000  руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица,-  от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление  деятельности  на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 В соответствии с п.2 ст.7.2 КоАП РФ уничтожение или повреждение знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан - от 3 000 до 5 000 руб.;

- на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.;

- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.     

 

 

 

Согласно ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Статьей 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования, указанных в п.1 ст.88 Земельного кодекса РФ земель (п.2 ст.88 Земельного кодекса РФ).

 Согласно п.3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

 Основным нормативно-методическим документом, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, являются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

 Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарные разрывы -  расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Санитарные разрывы устанавливаются:

- для автомагистралей,

- для линий железнодорожного транспорта,

- для метрополитена,

- для гаражей и автостоянок,

- вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

 Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в Приложениях № 1- 6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м (пп.2.6 - 2.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание!

Следует различать понятия Санитарно-защитная зона и Зона санитарной охраны водных объектов! Подробная информация о Зонах санитарной охраны представлена в справке "Зоны санитарной охраны (ЗСО) водных объектов" раздела "Охрана водных ресурсов".

 

 

  Цель организации СЗЗ

Целью установления СЗЗ является отделение предприятий, групп предприятий, их отдельных зданий и сооружений, которые являются источником негативного воздействия на окружающую среду, от жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные зоны (гл.15 Земельного кодекса РФ).

СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.

  Какие предприятия не должны разрабатывать проекты СЗЗ?

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты. С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.

Санитарно-защитная зона - обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

 Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ разрабатывать не нужно.

 При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 Таким образом, проект СЗЗ не разрабатывается в случаях, если:

- предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;

- предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;

- предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;

- это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

            Санитарная классификация предприятий

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с гл.VII и Приложениями № 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03..

Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;     

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

 Для промышленных объектов и производств, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрены ориентировочные санитарно-защитные зоны в соответствии с классификацией промышленных объектов и производств:

- химические объекты и производства;

- металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства;

- добыча руд и нерудных ископаемых;

- строительная промышленность;

- обработка древесины;

- текстильные промышленные объекты и производства легкой промышленности;

- обработка животных продуктов;

- промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ;

- микробиологическая промышленность;

- производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива;

- объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства;

- сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг;

- канализационные очистные сооружения;

- склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции.

  Проект санитарно-защитной зоны

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Проект может разрабатываться совместно или после разработки проекта ПДВ на предприятии, т. к. в проекте СЗЗ используются все расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

          Содержание проекта санитарно-защитной зоны  

Проект санитарно-защитной зоны, как правило, включает в себя следующие основные разделы:

Введение

  1. Общая характеристика промплощадки.
  2. Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов.

2.1 Влияние производственной деятельности на атмосферный воздух населенных мест.

2.2 Влияние на окружающую среду звуковых колебаний.

2.3 Влияние производственной деятельности на поверхностные и подземные воды.

  1. Обоснование размера санитарно-защитной зоны промплощадки.

3.1 Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

3.2 Уточнение размеров санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и фактического химического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке (расчетная СЗЗ).

3.3 Уточнение размера санитарно-защитной зоны по шумовым характеристикам (окончательная СЗЗ).

  1. Организация производственного контроля.

4.1 Общие положения.

4.2 Производственный контроль.

 5. Архитектурно-планировочные решения санитарно-защитной зоны.

5.1 Планировочные решения.

5.2 Функциональное зонирование санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

  1. Выводы.
  2. Чертежи:

- Организация санитарно-защитной зоны промплощадки предприятия. Карта-схема границ СЗЗ предприятия.

- Близлежащие объекты. Жилая застройка.

- Организация санитарно-защитной зоны промплощадки предприятия.  Контрольные точки.

  1. Приложения (копии документов).       

Согласование проекта СЗЗ

Сначала проводится экспертиза проекта в уполномоченных экспертных институтах, в ходе которой эксперты тщательно проверяют как обоснованность заявленных предприятием границ, так и подлинность всех документов.

Второй этап - это согласование проекта в органах Роспотребнадзора. Основываясь на данных экспертизы, сотрудники Роспотребнадзора рассматривают возможность установления санитарно-защитной зоны в конкретных условиях для конкретного предприятия.

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.  

По проекту расчетной СЗЗ для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

Но даже после всех этих этапов предприятие получает лишь временно установленную санитарно-защитную зону, которую оно обязано контролировать в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница санитарно-защитной зоны.

 Срок действия проекта СЗЗ

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию устанавливается на срок действия проектной документации (п.9 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224).

 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не регламентируют сроки действия проекта СЗЗ.

 Таким образом, если в санитарно-эпидемиологическом заключении не указан срок действия проекта, то проект СЗЗ будет считаться бессрочным. СЗЗ утверждается  на полный  срок существования предприятия. Пересмотр проекта СЗЗ происходит в том случае, когда изменяются технологические процессы на предприятии, появляются изменения планов смежных землепользователей или начинается застройка близлежащих территорий.

  Установление размера СЗЗ предприятия

Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно (п.2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);

- установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

 Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В соответствии с п.3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении.

 В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ (п.3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

От границы территории промплощадки:

- от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

- в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;

- при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

 От источников выбросов:

- при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

 

 

 

 

 

Внимание!

В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II классов опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения (п.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 

 

Установление размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения.

 

 

 

 

 

Внимание!

Работы по оценке риска для здоровья населения не проводятся:

- в случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий;

- для животноводческих и птицеводческих предприятий;

- для кладбищ.

 

 

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании (п.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

 Если при рассмотрении проекта СЗЗ промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем (п.4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 Размер санитарно-защитной зоны для научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других объектов, имеющих в своем составе мастерские, производственные, полупроизводственные и экспериментальные установки, устанавливается в каждом конкретном случае с учетом результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, а также натурных исследований качества атмосферного воздуха, измерений уровней физического воздействия (п.4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае (п.4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- Главным государственным санитарным врачом РФ, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности;

-  Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем - в остальных случаях.

 Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения (п.2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) .

           Учет физических факторов при установлении СЗЗ

В соответствии с гл.VI СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры СЗЗ для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитых полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.

 В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы вдоль трассы высоковольтной линии, за пределами которых напряженность электрического поля не превышает 1 кВ/м.

Для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном к ВЛ:

- 20 м - для ВЛ напряжением 330 кВ;

- 30 м - для ВЛ напряжением 500 кВ;

- 40 м - для ВЛ напряжением 750 кВ;

- 55 м - для ВЛ напряжением 1150 кВ.

 При вводе объекта в эксплуатацию и в процессе эксплуатации санитарный разрыв должен быть скорректирован по результатам инструментальных измерений.

 Установление размера санитарно-защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов проводится в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методиками расчета интенсивности электромагнитного излучения радиочастот.

 Уровень воздействия физических факторов на население определяется в соответствии с действующими нормативами:     

Шумовое воздействие:

- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы";

- МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях";

- СНиП 23-03-2003 "Защита от шума".

 Электромагнитые поля:

- СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи";

- СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов";

- СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

 Инфразвук:

- СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки";

- СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

    

 Изменение размера СЗЗ

Размер СЗЗ для действующих объектов может быть изменен (п.2.10 - 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- для предприятий I и II классов опасности  - Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем в порядке, установленном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

- для предприятий III, IV, V классов опасности  - Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем в порядке, установленном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 В соответствии с п.п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля).

 Размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при (п.п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):     

- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее

30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;

- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса опасности;

- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

 Размер СЗЗ для проектируемых и действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений (п.п.4.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

-  для предприятий I и II классов опасности Главным государственным санитарным врачом РФ;

- для предприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

  Режим территории санитарно-защитной зоны

Режим территории санитарно-защитной зоны определен гл.V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В санитарно-защитной зоне промышленного объекта или производства не допускается размещать:

- жилую застройку, включая отдельные жилые дома;

- ландшафтно-рекреационные зоны;

- зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха;

- участки для детстких оздоровительных лагерей (СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей");

- территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания;

- спортивные сооружения;

- детские площадки;

- образовательные и детские учреждения;

- лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования;

- организации здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов (СанПиН 2.1.2.2564-09);

- объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм;

- склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;

- объекты пищевых отраслей промышленности;

- оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

 Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны:

- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала;

- помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель);

- здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения;

- научно-исследовательские лаборатории;

- поликлиники;

- спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа;

- бани;

- прачечные;

- объекты торговли и общественного питания;

- мотели, гостиницы;

- гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта;

- пожарные депо;

- местные и транзитные коммуникации;

- ЛЭП, электроподстанции;

- нефте- и газопроводы;

- артезианские скважины для технического водоснабжения;

- водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды;

- канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения;

- автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

 В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

  Ограничение прав на землю в СЗЗ

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В отношении момента вступления в силу ограничений использования земельных участков в связи с установлением санитарно-защитных зон в ст. 56 Земельный кодекс РФ дает разъяснения:

- ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу;

- ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда.

 В соответствии с п.3 ст.87 Земельного кодекса РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Необходимо отметить, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержат ряд требований к использованию земельных участков, включенных в состав санитарно-защитных зон объектов промышленности (в соответствии с разд.V "Режим территории санитарно-защитной зоны" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 Орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

Пунктом 6 ст.56 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Но на сегодняшний день порядок внесения ограничений в связи с установлением СЗЗ не урегулирован.

Поскольку после внесения информации о границах СЗЗ в кадастр, у владельцев объектов, находящихся в СЗЗ, возникает обязанность по соблюдению режима СЗЗ, инициатива по внесению указанной информации должна исходить от хозяйствующего субъекта, для которого СЗЗ устанавливается.

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено ограничение использования земельных участков в связи с установлением санитарно-защитных зон. Ограничения вступают в силу с момента внесения сведений о них в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Установление санитарно-защитной зоны предприятия влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, полностью или частично находящихся в границах санитарно-защитной зоны предприятия. 

 Лабораторный контроль на границе СЗЗ

Лабораторный контроль на границе СЗЗ осуществляется с целью подтверждения эффективности расчетного размера СЗЗ результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ, на основании требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках разработки и согласования проектов "Обоснования размера санитарно-защитной зоны" выполняются с целью установления окончательного размера СЗЗ промышленных объектов и производств.

Основная задача натурных исследований заключается в обеспечении контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов в контрольных точках на границе СЗЗ и в зоне нормируемых объектов по величинам выбросов вредных веществ в атмосферу и физического воздействия.

 Кто проводит лабораторные исследования на границе СЗЗ

Согласно п.п.2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе СЗЗ промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.     

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. № 18 утверждены Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Согласно пп.2.4 и 2.5. СП 1.1.1058-01, производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Следовательно, предприятие может проводить лабораторные исследования собственной лабораторией, при условии, что в область ее аккредитации входят все контролируемые вещества. Если же какого-либо вещества не хватает, то необходимо заключить договор со сторонней лабораторией, имеющей аккредитацию на необходимые исследования.

 Лабораторный контроль на границе СЗЗ в рамках производственного контроля

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами (пп.2.5-2.6 СП 1.1.1058-01).

Согласно п.2.4 СП 1.1.1058-01, производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных СП 1.1.1058-01 и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

 Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о (п.6.2 СП 1.1.1058-01):

- государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте;

перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

 Случаи, когда натурные измерения на границе СЗЗ не проводятся

Натурные измерения не проводятся в следующих случаях (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

- при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся;

- для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий;

- для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны…» отменен или не действует?

 

Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"
 

Опубликовано на pravo.gov.ru 07.03.2018 г.
Вступает в силу с 15.03.2018 г.
  

3-го марта 2018 года утверждено Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила).

Данное Постановление распространяется на все объекты капительного строительства, а также эксплуатацию и техническое перевооружение объектов.

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны…» отменен и не действует? Разберём по пунктам новое Постановление Правительства № 222.

Основные моменты, кратко, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»:

- Вводится новый термин - прекращение существования СЗЗ;

-  Застройщик до получения Разрешения на строительство обязан получить Разрешение на установление СЗЗ;

- В течении 1 года после ввода в эксплуатацию, правообладатель объекта обязан провести измерения атмосферного воздуха на границе СЗЗ;

- При прекращении эксплуатации и ликвидации объекта, правообладатель обязан уведомить Управление Роспотребнадзора;

- Результаты натурных измерений подаются в Роспотребнадзор организацией, которая проводила замеры. Срок на передачу протоколов и актов 1 месяц;

- Заявление об установлении СЗЗ можно направлять в электронной форме, через портал ГосУслуги;

- Для получение санитарно-эпидемиологического заключения, нужно предоставить в Роспотребнадзор проект СЗЗ и Экспертное заключение;

- В случае перехода прав собственности на объект, принятие нового Решения не требуется.

 
Правила, утверждённые Постановлением № 222, определяют:
- порядок установления СЗЗ;
- порядок изменения СЗЗ;
- порядок прекращения существования СЗЗ;
- особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
 
Для каких объектов устанавливаются СЗЗ.
Важное правило содержится в абз. 2 п. 1 Правил: санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее – объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
 
Таким образом, СЗЗ устанавливается при одновременном соблюдении всех следующих условий:
- объект, для которого устанавливается СЗЗ, является объектом капитального строительства;
- объект является источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;

- за контурами объекта превышаются санитарно-эпидемиологические требования.

 
Оговорка об установлении СЗЗ для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г.
Правообладатели объектов, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018 г., в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны:
1) провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
2) представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил,в срок не позднее 15.03.2019 г.
При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
 
Оговорка об установлении СЗЗ для строящихся объектов.
В случае если до 15.03.2018 г. выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, в срок не позднее 15.03.2019 г.

  
Материалы для установления СЗЗ.
Решение об установлении СЗЗ принимается центральным аппаратом Роспотребнадзора (для объектов I и II категории) либо терорганами Роспотребнадзора в течение 15 рабочих дней на основании:
- заявления об установлении СЗЗ;
- проекта СЗЗ;
- экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ [заметим: не санитарно-эпидемиологического заключения, как это было раньше, а фактически его предшественника].
 
Проект СЗЗ содержит:
а) сведения о размерах СЗЗ;
б) сведения о границах СЗЗ (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны; перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ;
д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, использование земельных участков в которых запрещено Правилами (в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков)).
 
Взаимодействие Роспотребнадзора и Росреестра.
Копия решения об установлении (изменении) СЗЗ, копия решения о прекращении существования СЗЗ направляются Роспотребнадзором (его терорганом) в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об установлении (изменении) СЗЗ, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в Роспотребнадзор (его терорган).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
 
Отказ в установлении СЗЗ.
Основаниями для отказа в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ являются:
а) отсутствие документов, необходимых для установления СЗЗ, а также отсутствие сведений, которые должны содержаться в проекте СЗЗ;
б) несоответствие содержащихся в проекте СЗЗ размеров и границ СЗЗ, обоснований таких размеров и границ требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) несоответствие содержащихся в проекте СЗЗ ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, ограничениям использования земельных участков, установленным п. 5 Правил, или несоответствие обоснований возможности использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, для целей, предусмотренных подп. "б" п. 5 Правил, требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
г) наличие в экспертном заключении сведений о несоответствии проекта СЗЗ санитарно-эпидемиологическим требованиям.

 Заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) СЗЗ обязан устранить основания для отказа и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.
 
Ограничения использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
В соответствии с п. 5 Правил в границах СЗЗ не допускается использование земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведёт к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
 
Со дня установления СЗЗ [напомним: дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН] на земельных участках, расположенных в границах СЗЗ, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.
 
Правило о проверке необходимости пересмотра установленной СЗЗ.
В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ,
правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта
и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или изменённой исходя из расчётных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.
 
Лица, которые вправе осуществлять исследования для целей установления СЗЗ.
Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[напомним, что пока не отменен п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому:
лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.